george_panayotov (georgehp) wrote,
george_panayotov
georgehp

Categories:

Современная икона и искусствоведение

На Facebook-страничке пользователя Igor Feller'а горя Феллера) недавно развернулась интересная дискуссия на тему искусствоведов и их роли в жизни современной иконописи. К обсуждению подключилось большое количество иконописцев и это показатель того, что вопрос этот важный и актуальный. Итогом трехдневного обсуждения можно считать вот эту мою заметку :-) Здесь я постараюсь не столько описать произошедшее на Фейсе, сколько привести цитаты наиболее интересных и ценных, на мой взгляд, высказываний. Все началось



со статуса иконописца Игоря Феллера:
   У меня создалось впечатление что некоторые искусствоведы стали путать свои проф. обязанности... вместо статиста, стали идеологами, вместо того чтобы понимать современные тенденции в иконописи, стараются их оценить и подразделить на соответствующие искусству и не соответствующие, это перекрывает творческий кислород одним и даёт другим.. Как будто у них просят некую философию критерия. Актуальность есть такова, что каждый иконописец имеет свою отдельную творческую философию, которая основывается на его опыте и понимании иконы, а уже это основывается на каноне, который и формирует ПРАВОСЛАВНОЕ художество в иконнические формы. Основной критерий которым оценивали мастерство иконописца был и есть критерий художественный, а не философский, второй это соответствие образа понятию иконы, вот тут и есть очень много позиций которые по сути все имеют место быть,если они остаются в рамках классических форм иконописи. Суживать эти рамки в разряд понимания одной концепции и есть философская копия мышления, в отличие от копии иконы которая также имеет право на существование и на место в Церковном искусстве, на светское она и не претендует как и вообще икона. И коротко: иконопись не должна сводится к одним лишь копиям, но и без них не может обходится,думаю такая формулировка несёт мир в среду иконописцев и творческий успех!!!

Данная позиция показалась мне во многом очень близкой, и я (Георгий Панайотов ) ответил, что:
   И у меня, порой, такое впечатление складывается. Хорошо, конечно, когда искусствовед, объектом интересов которого являются иконы, при этом хороший богослов... НО это не значит, что надо сливать обе сферы воедино. К сожалению, очень, ОЧЕНЬ немногие (считанные единицы) искусствоведы имеют достойные познания в богословии. Так что лучше бы заниматься полноценным искусствоведением и рассматривать достоинства/недостатки живописи, имея за плечами элементарную богословскую базу. В принципе - этого вполне хватает. А когда толком и базы-то нет, а мысль летит-развивается, паря в небесах, многобуквенные словеса и малопонятные (даже автору) термины сливаясь воедино претендуют не меньше, чем на статус откровения - это просто смешно (для людей, кто в этом смыслит) и пагубно (для тех, кто не смыслит, и готов впитать и запомнить все, что попало). Речь не идет о том, чтобы искусствоведам молчать в тряпочку. Я сам искусствовед по образованию, поэтому меня трудно заподозрить в нелюбви к теоретикам искусства. Просто не стоит брать на себя слишком большого груза... "искусствовед" - это не "богослов". Искусствовед, конечно, может, должен быть неравнодушным к искусству. А если искусствовед занимается изучением искусства церковного, то, конечно, хорошо бы ему самому быть подкованым в вопросах богословия. Впрочем - это относится к КАЖДОМУ, кто считает себя христианином. Это фундамент, на основе которого можно строить свои предположения. НО первым делом искусствовед должен заниматься оценкой качеств самой живописи. Она может быть добротной или любительской. Техника исполнения может быть заурядной или наоборот - интересной и необычной. Иконописец мог сделать список с известной иконы, или повторить ее в точности (сделать копию), а мог и написать образ новоканонизированного святого, и тогда уже можно говорить про разработку новой иконографии.... Как видите - искусствовед может писать много о чем. Когда речь идет о натюрмортах и портретах, то тут можно и оценки давать, и критику свою отстаивать... Церковное же искусство - это отдельная тема. Здесь, по моему убеждению, искусствовед может констатировать факты, отмечать достоинства и недостатки в воплощении идеи, ОДНАКО богословской стороной вопроса ему совсем не обязательно себя _особо_сильно_ утруждать, если он не потрудился прежде окончить семинарию, или если сам он икон не пишет (тут сразу поясню: когда сам пишешь иконы лет так 10-15, то твои познания в этой области не только на практике но и в области теории, разумеется, можно приравнять к познаниям человека, окончившего семинарию и прослушавшего там курс по искусству. Практика - это практика. Опыт, согласитесь, ничем не заменишь). Ценить труд искусствоведа мы должны — это безусловно. Но молиться на него и на каждую рожденную им статью или заметку об иконописании — совсем не обязательно. Писать книги - это и есть работа искусствоведа. "Спасибо" я говорю, когда книга хорошая. За сам факт существования какой-либо книги спасибить просто смешно. Ирину Константиновну Языкову я лично благодарил за некоторые ее труды. Она описывала в одной из своих книг иконопись в Польше, например. Это было интересно и ценно. И новые имена приводились и работы. Это как раз то о чем я и говорю - летопись. В Петербурге благодаря искусствоведу Нине Сергеевне Кутейниковой был осуществлен проект "Современная иконопись Санкт-Петербурга". Кто скажет, что это плохие альбомы? Я таких людей не знаю. В каждом издании есть небольшая вступительная статья, в которой Автор приводит факты (за последний год/пять лет создан такой-то храм, украшен фресками и мозаиками... Такие-то художники приняли участие в таком-то проекте...) а дальше просто работы изографов и их биографии. И судя по тому, что регулярно издается новый альбом - этот проект интересен и актуален. Вот в этом я вижу работу искусствоведа, интересующегося современной иконописью. А вот, к примеру, когда некая юная искусствоведка с пединститутом за плечами начинает _указывать_ профессорам и выпускникам Академии Художеств как им реставрировать храмы и соборы - это, простите, уже ни в какие ворота не лезет. Как гласит болгарская пословица "каждая лягушка должна знать свое болото" (быть может резковато, как и многие народные изречения, но зато метко). Как видим - искусствоведы бывают разные. И у нас нет цели ругаться или грубить, но мы делимся мыслями и опытом. И я все также считаю, что НЕиконописец не имеет права указывать иконописцу что ему делать и что не делать. Возьмите, к примеру, труды И.Н. Горбуновой-Ломакс. Вот это уровень! Можно соглашаться с автором, можно не соглашаться... но это уже не богословствование на уровне ковыряния в песочнице. Это подход ПРАКТИКА с искусствоведческим образованием. Совсем иной уровень проблем и поставленных вопросов, и, соответственно, методика поиска ответов.

   Итак, резюмируя выскажу свою точку зрения по вопросу: если сам иконы не пишешь - не богословствуй и не критикуй. Лучше просто констатируй факты. Будь летописцем того, что происходит на твоем веку. Благо, живем в потрясающе интересное, в этом плане, время. ПОМНИ: иконопись и без твоих поучений жила и развивалась ПОЛТОРА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ. Иконописцы и священники сами разберутся как им писать. А Господь, время - они-то уж точно определят что есть хорошо и чему быть, а чему кануть в лету, ибо это заблуждение.

Может показаться, что я был многословен, но на самом деле это компиляция из нескольких моих комментов, написанных в нескольких местах (тема вспыхивала то на одной «стенке», то на другой...). Здесь для большей наглядности я позволил себе их объединить в один блок.

Эту же позицию поддержал и известный иконописец из Архангельска Игорь Лапин:
   
Я стараюсь читать почти всё что пишут искусствоведы. ОЧЕНЬ много пустой породы. Но бывают весьма дельные наблюдения. Но искусствовед который не пишет, не может научить писать иконы (как учить моряка, а сам в море не хаживал). Но наверное и не должен учить. Должен наблюдать, изучать, но не влиять. Как и в светской живописи... Кто искусство двигает вперёд? Художники! А не искусствоведы. А в иконописи видно им скучно, что она медленно изменяется. Вот и подгоняют, торопят. А ведь и ста лет не прошло! А в других областях церковного искусства? Полный застой! Уж гораздо хуже чем в иконе. Так что современную икону надо изучать как древнюю, ни чего не меняя.

Интересным, полным метафор и сравнений было высказывание московского иконописца Натальи Паромовой:
   
Хм...Как бы это так сказать... Идёт операция на сердце, коронарное шунтирование. На операционном столе лежит Иконопись, после трёх инфарктов, Персидского, Татаро-Монгольского, и Коммунистического. Оперирует хирург Иконописец. Ассистирует доктор Реставратор. Присутствует интерн Фреска. Входит Профессор Теоретик, Искусствовед Наук Врачевания Недугов Душевных и Телесных:" Здравствуйте, говорит, господа. Чем занимаетесь ?" " Да вот - отвечают ему доктора - Иконопись оживляем - шунтируем - сердце реставрируем". " А как вы его реставрируете ?" _ " Берём вену из ноги, делаем аккуратный разрез чуть ниже левого плеча, вводим туда..." - " Да как же так можно !? Где вас учили ?! - возмущается Профессор - делать коронарное шунтирование , производя разрез постоянно в одном и том же месте? Это же - ремесленичество ! Никакого искусства ! Я же в своем трактате специально для вас писал - При операции на сердце для обогащения Великого Искусства Врачевания разрез у различных пациентов всегда нужно делать в разных местах и производить шунтирование через разные части тела ! Через уши, через пятки, через..." _ " Но профессор, сердце ведь находится..." _ " Ремесленничество !" _ " Профессор , сердце ведь.." _ " Никакого искусства!! " _ " Сердце.." _" Скучно, говорю ! СТАРО КАК МИР !!!"

   Конечно, были и те, кто не был полностью согласен с представленной выше позицией. Но так как цель моя не пересказывать и копипастить здесь Фейсбучные диалоги, а наоборот — подытожить их и вывести, так сказать, экстракт, то я ограничиваюсь цитатами той точки зрения, которая получила явное численное превосходство. А для тех, кому интересно посмотреть на все «в оригинале» просто прилагаю ссылки на Фейс:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=388931034470377&id=100002541137156
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=247316018696434&id=100002541137156



Tags: Дневник, Из жизни, Искусство, Рабочее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments